Обзоры мировых
медицинских журналов
на русском языке (архив)
Разделы
Главная страница
Внутренние болезни
Акушерство и гинекология
Педиатрия
Неонатология
Инфекционные болезни
Интенсивная терапия
Кардиология
Неврология и нейрохирургия
Онкология
Гастроэнтерология
Клинические случаи
Поиск

Экспорт новостей
Мета-анализ исследований, посвященных эффективности длительного лечения гормоном роста детей, имевших при рождении «малые размеры для гестационного возраста». «За» и «против». Печатать
16.09.09
Отклонение биометрических показателей новорожденного от нормальных для данного гестационного срока значений может быть связано как с конституциональными особенностями развития плода, так и с задержкой внутриутробного развития, которая часто сопровождает различные виды перинатальной патологии. Если масса и длина тела новорожденного ниже 10-го перцентиля для данного гестационного возраста, обычно используется термин «малый размер плода для гестационного возраста» (МРГВ).  Более чем у 30% детей, рожденных с задержкой внутриутробного роста, в возрасте одного года сохраняются отклонения в физическом развитии. Несмотря на то, что большинство таких детей «догоняют» своих сверстников в течение первых двух лет жизни, около 10% из них остаются низкорослыми (длина тела <3 перцентиля) и в подростковом, и в зрелом возрасте.
В соответствии с рекомендациями Международного Общества Детских Эндокринологов  дефицит роста к 2 годам, превышающий 2,5 стандартных отклонений (–2,5 SD), а к 4 годам –2 SD, у детей, родившихся с МРГВ, должен рассматриваться как показание для терапии гормоном роста (ГР) в дозе 35-70 мкг/кг. Установлен дозо-зависимый эффект применения ГР. Однако до настоящего времени недостаточно исследований по данной проблеме. 
Итальянские ученые провели мета-анализ рандомизированных контролируемых исследований (РКИ), посвященных изучению влияния длительной ГР-терапии на рост пациентов, родившихся с МРГВ.
Методы и ход исследования.
Для систематического обзора использовали два источника: 1)  Кохрейновский Центральный Регистр Контролируемых Исследований (база Medline) и 2) библиографические ссылки на статьи, описывающие РКИ, опубликованные вплоть до ноября 2008 г. Из 29 исследований лишь 4 отвечали критериям включения: масса и/или рост при рождении <2 SD; отсутствие данных о назначении ГР в анамнезе; отсутствие коморбидных состояний, влияющих на рост (хромосомные аномалии; патология костей; хронические заболевания; лечение половыми или стероидными гормонами; дисморфия). Все отобранные для анализа исследования были многоцентровыми, долгосрочными, отслеживающими состояние пациента до достижения зрелого возраста, которое определяли, когда прибавка роста составляла <2 см/год и/или костный возраст пациентов соответствовал 15 годам у девочек и 16 годам у мальчиков.
Первичные конечные точки исследования – рост в зрелом возрасте и прибавка роста от момента включения в исследование до достижения зрелого возраста, выраженные в SD. Терапия ГР считалась эффективной, если эти показатели были больше, чем –1,5 SD и ≥1 SD соответственно.
Результаты.
4 РКИ оценивали в общей сложности данные 391 пациентов. Возраст участников к началу исследования колебался от 7,9 до 10,7 лет. Средний возраст детей, получавших и не получавших терапию ГР, составил 9,0±1,4 лет и 8,0±0,3 лет соответственно. Средний рост участников исследований был -2,7±0,16 SD (-2,9±0,07 SD и -2,5±0,23 SD у получавших и не получавших терапию ГР соответственно). Доза ГР колебалась от 33 до 67 мкг/кг/сутки, средняя продолжительность терапии была 7,3±0,35 лет.
Спустя ~7 лет после начала терапии средний рост участников, лечившихся ГР, существенно превзошел рост пациентов, не получавших терапии, и составил -1,5 SD и -2,4 SD соответственно. Среднее различие между группами было 0,9 SD (или 5,7 см; р<0,0001). Прибавки в росте зависели от возраста (препубертат либо пубертат), в котором начинали лечение ГР. Если терапия ГР проводилась в течение >2 лет до начала пубертатного периода, то разница между этими пациентами и нелеченными участниками была 0,8 SD (5 см). Если же продолжительность лечения до начала пубертата была <2 лет, то разница уменьшалась до 0,4 SD (2,5 см). Кроме того, показано, что не наблюдалось существенных различий в росте пациентов в зависимости от режима дозирования ГР (33 ил 67 мкг/кг/сутки).
Средняя прибавка роста участников, получавших ГР, составила +1,5 SD (или +9,5 см), что достоверно выше (р<0,0001), чем спонтанный рост пациентов, не лечившихся ГР (+0,25 SD или +1,6 см).
Средний рост пациентов, скорректированный с учетом среднего роста родителей, равнялся –0,46 SD у пролеченных участников и –1,26 SD у лиц, не получавших терапию (р<0,0001).
Многофакторный регрессионный анализ, использованный учеными для прогнозирования конечного роста при назначении ГР, показал, что основными предикторами эффективности лечения были: 1) рост и вес к моменту старта терапии; 2) целевой рост; 3) темпы роста до начала лечения; 4) длительность терапии ГР до начала пубертатного периода.    
Выводы.
Представленные данные – это первый мета-анализ долгосрочных исследований, посвященных изучению эффективности лечения ГР у низкорослых пациентов, родившихся с МРГВ. Полученные результаты свидетельствуют, что длительная терапия ГР может оказывать положительное влияние на рост пациентов к зрелому возрасту. Тем не менее, эффективность лечения ГР достаточно вариабельна и зависит многих факторов. Дополнительные исследования необходимы для  того, чтобы определить, с чем связан индивидуальный ответ на терапию и почему некоторые пациенты не отвечают на введение ГР.  Кроме того, следует принимать во внимание и ряд негативных проявлений назначения ГР, таких как снижение чувствительности инсулиновых рецепторов, нарушение глюкозотолерантности и гипергликемия натощак, повышение систолического давления, развитие акромегалии и ее осложнений (кардиомиопатия и нарушения со стороны толстого кишечника).
Источник.
Arianna Maiorana and Stefano Cianfarani. Impact of Growth Hormone Therapy on Adult Height of Children Born Small for Gestational Age. Pediatrics 2009;124;e519-e531.
Medline абстракт.
Главная страница
Кратко
К остальному списку...
Ваше мнение
Нужны ли российским больницам отделения экстренной помощи?
  
Если Вы ответили положительно, то как Вы можете это аргументировать?
  
Если Вы ответили отрицательно, то как Вы можете это аргументировать?
  
Если у Вас есть другие соображения по данному вопросу, пишите на адрес mail.medmir.com, указав