Обзоры мировых
медицинских журналов
на русском языке (архив)
Разделы
Главная страница
Внутренние болезни
Акушерство и гинекология
Педиатрия
Неонатология
Инфекционные болезни
Интенсивная терапия
Кардиология
Неврология и нейрохирургия
Онкология
Гастроэнтерология
Клинические случаи
Поиск

Антиретровирусная терапия способствует прогрессированию метаболического синдрома и повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета 2 типа у ВИЧ-инфицированных больных. Печатать
09.01.08
Метаболический синдром (МС) – сочетание центрального ожирения (О) и метаболических нарушений – является фактором высокого риска кардиоваскулярных заболеваний (КВЗ) и сахарного диабета 2 типа (СД2). Распространенность МС в общей популяции развитых стран составляет около 25%. Комбинированная антиретровирусная терапия (АРТ) поводу ВИЧ-1 инфекции зачастую осложняется липодистрофией (уменьшением жировых отложений на периферии и развитием висцерального О), дислипидемией и инсулинорезистентностью. Сочетание данных симптомов, сходных с МС, делает ВИЧ-инфицированных (ВИЧи) больных угрожаемыми по развитию артериальной гипертензии и КВЗ. В настоящее время сведений о распространенности МС среди ВИЧи больных и влиянии АРТ на развитие у них МС и его осложнений недостаточно.
В рамках международного многоцентрового рандомизированного клинического исследования INITIO (
http://www.ctu.mrc.ac.uk/initio/ ) ученые оценили: а) распространенность МС, КВЗ и СД2 среди ВИЧи больных, ранее не получавших АРТ; в) 3-летнюю заболеваемость МС, КВЗ и СД2 на фоне АРТ; с) предикторы развития МС, КВЗ и СД2.
Методы и ход исследования.
В исследование включили 881 ВИЧи больных из 119 центров 21 страны. Все пациенты получали нуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы диданозин и ставудин вместе с эфавирензом (Э, efavirenz) (n=288), либо с нелфинавиром (Н, nelfinavir) (n=305), либо с Э и Н (n=288). Регистрировали артериальное давление (АД), в крови определяли холестерин липопротеинов высокой плотности (ХЛПВП), триглицериды (ТГ) и глюкозу (Г), проводили антропометрические измерения: вес, окружность талии (ОТ), окружность бедер (ОБ), отношение ОТ/ОБ, индекс массы тела (ИМТ). Определяли число CD4 клеток, вирусную нагрузку (log10 ВИЧ РНК) и стадию ВИЧ заболевания. Исходно и далее каждые 12 недель анализировали распространенность и возникновение новых случаев МС, а также КВЗ и СД2.
МС диагностировали двумя способами: 1) на основании критериев Национальной Образовательной Программы по Холестерину (National Cholesterol Education Program;, NCEP) с использованием Экспертной Панели Определения Оценки и Лечения Гиперхолестеринемии у Взрослых (Expert Panel on Detection, Evaluation, and Treatment of High Blood Cholesterol in Adults – Adult Treatment Panel III; ATP-III) и 2) с помощью критериев Международной Диабетической Федерации (International Diabetes Federation, IDF, 2005). Медиана наблюдения составила 192 недели.
Результаты.
Средний возраст 881 ВИЧи больных, участников INITIO, был 38,7±10 лет; ИМТ – 23,0±3,6 кг/м2; 21% были женщины. До начала АРТ 75 (8,5%) пациентов имели МС по критериям АТР-III и 69 (7,8%) – по критериям IDF. Исходно ВИЧи пациенты с МС (по АТР-III или IDF) были старше и имели более высокие ИМТ, ОБ и отношение ОТ/ОБ. Причем каждый компонент имел существенную взаимосвязь с наличием исходного МС.
В течение 3 лет наблюдения по критериям АТР-III МС развился у 234 человек, по IDF - у 178, что составляло 12/100 пациенто-лет и 8/100 пациенто-лет соответственно. При этом частота МС не зависела от режима АРТ.
Многофакторный анализ показал, что существенную взаимосвязь с повышенным риском прогрессирования МС по АТР-III имели такие факторы, как высокие исходные ИМТ, ОТ/ОБ, диастолическое АД, ТГ или низкий ХЛПВП; по IDF – высокие ИМТ, ОТ, ОТ/ОБ и ТГ.
В течение периода наблюдения зарегистрирован 21 случай КВЗ среди 19 (2,2%) больных, в том числе шок/сердечная недостаточность (n=11), стенокардия/ишемическая болезнь сердца (n=6), аритмия (n=2), инфаркт миокарда (n=1) и неспецифическое КВЗ (n=1).
Исходный МС по критериям IDF показал наличие пограничной недостоверной ассоциации с повышенным риском КВЗ (отношение рисков,ОР=2,89; 95% доверительный интервал [ДИ]: 0,98–8,63; р=0,058), в то время как МС, определенный по критериям АТР-III, не давал достоверной взаимосвязи с риском КВЗ (ОР=2,56; 95% ДИ: 0,86–7,60; р=0,095). В то же время прогрессирование МС существенно повышало риск развития сердечно-сосудистых событий в течение 3-летнего периода наблюдения (по АТР-III: ОР=2,73; 95% ДИ: 1,07–6,96; р=0,036; по IDF: ОР=3,05; 95% ДИ: 1,20–7,2; р=0,019).
Что касается СД2, то его заболеваемость за 3 года наблюдения была 5% или 41 случай. Из них 13 человек имели >1 эпизода случайной Г плазмы >11,1 ммоль/л. Пациенты с МС показали значительно повышенный риск развития СД2 (АТР-III: HR=4,34; 95% ДИ: 1,83–10,25; р=0,001; IDF: HR=3,33; 95% ДИ: 1,35–8,17; р=0,009). Среди компонентов МС максимальная связь с риском развития СД2 была у повышенных ОТ, систолического АД, ТГ и Г, что делало их наиболее значимыми предикторами заболевания. Развитие МС в ходе наблюдения имело достоверно значимую ассоциацию с повышенным риском СД2 (АТР-III: ОР=4,89; 95% ДИ: 2,22–10,78; р<0,0001; IDF: ОР=4,84; 95% ДИ: 2,20–10,64; р<0,0001).
Выводы.
Исследование показало относительно низкую распространенность МС среди ВИЧи больных, ранее не получавших АРТ (8,5% и 7,8% по АРТ-III и IDF критериям соответственно). Одной из причин данного факта может быть молодой возраст пациентов. С началом АРТ заболеваемость МС среди ВИЧи больных заметно возросла (до 12/100 и 8/100 пациенто-лет по критериям АРТ-III и IDF соответственно). МС, существовавший у больного до начала АРТ, в 2,5 раза повышал риск развития КВЗ и в 3,3 раза – СД2.
Таким образом, наличие МС имеет высокую прогностическую значимость в отношении последующего развития сердечно-сосудистых событий и СД2 у ВИЧи больных. Данные факты подчеркивают необходимость обследования ВИЧи пациентов на наличие МС до начала АРТ и дальнейшего динамического наблюдения с целью назначения превентивных мероприятий для предупреждения развития жизнеугрожающих сердечно-сосудистых событий и СД2.
Источник.
Handan Wand et al. Metabolic Syndrome, Cardiovascular Disease and Type 2 Diabetes Mellitus After Initiation of Antiretroviral Therapy in HIV Infection. AIDS.2007;21(18):2445-2453.
  Medline абстракт

Обзор статьи подготовлен в сотрудничестве с Американским международным союзом здравоохранения (АМСЗ) и Инфосетью по СПИДу "Здоровье Евразии" (ИСЗЕ <http://www.eurasiahealth.org/aids>)

Главная страница arrow Клинические случаи arrow Антиретровирусная терапия способствует прогрессированию метаболического синдрома и повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета 2 типа у ВИЧ-инфицированных больных.
Ваше мнение
Нужны ли российским больницам отделения экстренной помощи?
  
Если Вы ответили положительно, то как Вы можете это аргументировать?
  
Если Вы ответили отрицательно, то как Вы можете это аргументировать?
  
Если у Вас есть другие соображения по данному вопросу, пишите на адрес mail.medmir.com, указав