Обзоры мировых
медицинских журналов
на русском языке (архив)
Разделы
Главная страница
Внутренние болезни
Акушерство и гинекология
Педиатрия
Неонатология
Инфекционные болезни
Интенсивная терапия
Кардиология
Неврология и нейрохирургия
Онкология
Гастроэнтерология
Клинические случаи
Поиск

Послеоперационная химиотерапия эффективна для лечение медуллобластомы у детей. Печатать
28.03.05
Медуллобластома – самая распространенная опухоль головного мозга у детей. Лечение медуллобластомы у детей младше 3 лет вызывает трудности из-за биологических особенностей опухоли  в этом возрасте и  выраженного повреждающего эффекта лучевой терапии. В ряде работ предпринимались попытки применять послеоперационную химиотерапию в данной возрастной группе – в сочетании с лучевой терапией и без нее, но выживаемость оставалась низкой – 25-45%.

Методы и ход работы.

В Германии проведено многоцентровое исследование по применению интенсивной послеоперационной химиотерапии у 43 детей младше 3 лет. При операции стремились к максимальному удалению первичной опухоли. Операция заканчивалась установкой подкожного резервуара  Ommaya или Rickham, соединенного с передним рогом бокового желудочка. При гистологическом исследовании у 23 больных выявлена классическая медуллобластома, а у 20 – десмопластическая медуллобластома.

Больных подразделили на 3 группы, в зависимости от распространенности опухоли: 1-я группа (17 детей) с полным удалением опухоли, без макроскопических метастазов (стадия М0  или М1); 2-я группа (14 детей) с неполным удалением опухоли, но также без макроскопических метастазов; 3-я группа (12 детей) – с макроскопическими краниальными (М2) или спинальными (М3) метастазами, независимо от степени удаления первичной опухоли.

Полихимиотерапия  начиналась через 2-4 недель после операции, она состояла из трех двухмесячных циклов. Каждый цикл включал дробные интравентрикулярные введения метотрексата (2 мг в сутки – всего 36 введения за весь курс химиотерапии). У больных с вентрикулоперитонеальными или вентрикулоатриальными шунтами  такие введения применялись только при наличии метастазов.

Кроме того, указанные циклы химиотерапии включали внутривенные введения циклофосфамида, винкристина, метотрексата (с последующим введением лейковорина), карбоплатина, этопозида. Если после 3 циклов химиотерапии достигалась полная продолжительная ремиссия, лечение прекращали. В остальных случаях применяли повторную операцию, лучевую терапию или экспериментальную химиотерапию.

Для оценки распространенности и течения лейкоэнцефалопатии (осложнения терапии метотрексатом) применяли МРТ.

После лечения у больных проводилось детальное нейропсихологическое исследование с  определением уровня интеллекта (тест цветных прогрессивных матриц - Colored Progressive Matrices test, батарея оценки Kaufmann для детей – Kaufmann-Assessment Battery for Children () поределением уровня интеллектаейропсихологическое исследованиетакимиссия, лечение прекращали. ), с измерением сенсоримоторных функций (тест развития визуально-моторной интеграции - Developmental Test of Visual-Motor Integration).

Средний срок наблюдения за выжившими больными равнялся в 1-й группе - 7,1 лет (диапазон наблюдения - от 3,6 до 9,2 лет), во 2-й группе - 6,1 лет (от 2,7 до 10,2 лет), в 3-й группе - 5,5 лет (от 4,2 до 7,3 лет).

Результаты.

5-летняя выживаемость без прогрессирования и общая выживаемость составили, соответственно, в популяции исследования в целом 58±9% и 66±7%, в 1-й группе 82±9% и 93±6%, во 2-й группе 50±13% и 56±14%, в 3-й группе 33±14% и 38±15%.

21 (68%) из 31 больных 1-й и 2-й групп и 3 (25%) из 12 больных 3-й группы остаются в длительной ремиссии без лучевой терапии.

Общий ответ на химиотерапию составил 62% у 26 больных с остаточной опухолью или с метастазами после первичной операции. У 3 из 9 детей со стадией М1 спинномозговая жидкость была очищена от опухолевых клеток во время химиотерапии. У больных, без признаков опухоли после операции, на фоне химиотерапии не отмечалось рецидивов. У 29 детей, достигших полной ремиссии к концу химиотерапии, последующая 5-летняя выживаемость без прогрессирования была достоверно выше, чем у 14 больных, не достигших полной ремиссии к этому сроку (соответственно, 68±9% и 36±13%). Такая же закономерность отмечена и для общей выживаемости (77±8% у больных с полной ремиссией к концу химиотерапии и 34±13% у остальных пациентов).

Многофакторный анализ установил, что на прогноз влияют  гистология, наличие метастазов и  возраст. Риск рецидива или смерти был на 93% ниже при десмопластической медуллобластоме по сравнению с классической медуллобластомой (отношение рисков 0,07). У больных с макроскопическими метастазами (стадия М2-3) риск  рецидива или смерти оказался на 742% выше, чем у детей без макроскопических или микроскопических метастазов (стадия М0): отношение рисков 8,42. У пациентов с микроскопической диссеминацией по спинномозговой жидкости (стадия М1) риск  рецидива или смерти был также повышенным, но в меньшей степени - на 98% больше, чем у детей со стадией М0: отношение рисков 1,98. Риск рецидива или смерти был на 302% выше у детей, которым было <2 лет при постановке диагноза, чем у детей от 2 до 3 лет: отношение рисков 4,02.

На фоне химиотерапии больным требовалось в среднем 2 переливания эритроцитарной массы, 3 госпитализации по поводу  нейтропении или лихорадки; не отмечено ни одной смерти, связанной с терапией или с инфекцией.

Данные о токсичности интравентрикулярной химиотерапии имелись у 38 больных. У 33 (87%) из них ее побочных действий не отмечено. У 2 больных отмечались судорожные припадки, по времени не связанные с интравентрикулярным введением метотрексата. У 2 из 6 детей с вентрикулоперитонеальными шунтами развился цитостатический асцит.

У 23 детей во время и после лечения проводилась МРТ головного мозга. У 19 из них при МРТ отмечены признаки лейкоэнцефалопатии без клинических проявлений: слабо выраженные у 4 больных, умеренные у 9, тяжелые у 6. Выраженность лейкоэнцефалопатии достигла максимума через 1 год после лечения, при последующем наблюдении она уменьшилась у 10 пациентов, а у 8 детей оставалась стабильной.

Детальное нейрофизиологическое исследование выполнено у 14 детей в среднем через 4,8 лет (от 3,9 до 8,1 лет) после постановки диагноза. Средние показатели IQ у них были достоверно ниже, чем у здоровых сверстников (баллы Т: 45±9 против 53±8 при тесте цветных прогрессивных матриц; 39±8 против 52±13 при тесте развития визуально-моторной интеграции). Но все же у больных в настоящем исследовании, не получивших лучевой терапии, общий интеллектуальный уровень оказался достоверно выше, чем у детей из предыдущих исследований, которым было проведено облучение без интравентрикулярных введений метотрексата.

Выводы.

Полученные результаты (5-летняя выживаемость без прогрессирования и общая выживаемость) были не хуже,  чем в предыдущих исследованиях, в которых использовалась сочетание лучевой терапии и химиотерапии, либо только химиотерапия. Особенно многообещающими выглядят результаты у больных без макроскопических метастазов при  постановке диагноза.  Данные нейрофизиологических тестов в отделенные сроки после лечения свидетельствуют, что в раннем детском возрасте предложенная методика лечения оказывает меньшее повреждающее действие на ЦНС, чем облучение.

Источник.

S. Rutkowski et al. Treatment of early childhood medulloblastoma by postoperative chemotherapy alone. N Engl J Med Mar. 10, 2005;352: 978-86
Главная страница
Ваше мнение
Нужны ли российским больницам отделения экстренной помощи?
  
Если Вы ответили положительно, то как Вы можете это аргументировать?
  
Если Вы ответили отрицательно, то как Вы можете это аргументировать?
  
Если у Вас есть другие соображения по данному вопросу, пишите на адрес mail.medmir.com, указав