Обзоры мировых
медицинских журналов
на русском языке (архив)
Разделы
Главная страница
Внутренние болезни
Акушерство и гинекология
Педиатрия
Неонатология
Инфекционные болезни
Интенсивная терапия
Кардиология
Неврология и нейрохирургия
Онкология
Гастроэнтерология
Клинические случаи
Поиск

Орнидазол эффективен для профилактики рецидивов болезни Крона. Печатать
16.05.05
Большинство пациентов с болезнью Крона подвергаются оперативному лечению из-за неконтролируемости заболевания, либо наличия осложнений, таких как стеноз кишки, абсцесс или фистула.  Тем не менее, ранние рецидивы болезни после илеоцекальной резекции появляются достаточно часто. Важную роль в их развитии играет колонизация микрофлорой вновь образованного терминального участка подвздошной кишки в отсутствии Баугиниевой заслонки.

В недавнем исследовании продемонстрирована краткосрочная эффективность производного нитроимидазола метронидазола в дозе 20 мг/кг в сутки для профилактики ранних эндоскопических рецидивов заболевания. Однако длительное использование препарата сопровождалось выраженными побочными расстройствами.

В этой связи бельгийские ученые решили изучить долговременную эффективность другого производного нитроимидазола - орнидазола (ornidazole), прием которого обычно переноситься лучше.

Методы и ход исследования.

80 пациентов с болезнью Крона и поражением подвздошной кишки с или без вовлечения правых отделов толстого кишечника после наложения илеоколоноанастомоза «конец в конец» были рандомизированы двойным-слепым методом на прием орнидазола (Tiberal; Roche, Швейцария) или плацебо. Терапия начиналась в течение недели после операции  в дозе 500 мг дважды в сутки и продолжалась 54 месяца. Сопутствующее лечение глюкокортикоидами постепенно прекращалось в течение 1 месяца.

В исследование не включались больные с фиброзностенотическими изменениями кишечника и стриктурами без признаков активного воспаления, с необходимостью выполнения 2-этапной операции с наложением илеостомы, с аллергией на нитроимидазолы.

Первичной конечной точкой считались случаи клинического рецидива заболевания (появление диареи или абдоминальных болей при индексе активности заболевания более 250, необходимость повторного оперативного лечения, либо назначения специфической терапии).

Вторичной точкой считался эндоскопический рецидив заболевания, для оценки которого использовалась следующая шкала:

I0: нет изменений

I1: ≤5 афтозных поражений

I2: >5 афтозных поражений с нормальной слизистой между ними или локальные поражения анастомоза

I3: диффузный афтозный илеит с диффузным воспалением слизистой оболочки

I4: диффузное воспаление с формированием больших изъязвлений, узелков и/или стенозов кишки.

Эндоскопическим рецидивом считалась степень изменений I2 и выше.

Результаты.

2 пациента, рандомизированных в группу орнидазола,  отказались от приема препарата и в анализ не включены. Базовые характеристики пациентов группы вмешательства и контроля были схожими, за исключением большей продолжительности заболевания в группе активной терапии (7 лет против 3 лет, р=0,049).

Через 54 недели 3 пациента из 38 (7,9%), вошедших в группу орнидазола, имели клинический рецидив заболевания. В контроле  возврат болезни зафиксирован у 15 из 40 больных (37,5%; отношение шансов [ОШ] 0,14; р=0,0046). Однако через 2 и 3 года наблюдения (т.е. уже после отмены препарата) эти различия стали недостоверными  – 29,7% против  45% (р=0,17) и 45,9% против 47,5% (р=0,53) соответственно в группе вмешательства и контроля.

Логистический регрессионный анализ показал, что только предшествующее операции использование иммуносупрессоров (азатиоприна или 6-меркаптопурина) и применение орнидазола после операции были связаны со снижением риска клинических рецидивов в течение 1 года наблюдения. Для иммуносупрессоров ОШ составило 5,21 (р=0,042), для орнидазола 0,13 (р=0,016).

При анализе вторичной точки оказалось, что через 3 месяца 34,4% больных из группы терапии и 58,8% из группы плацебо имели эндоскопический рецидив заболевания (ОШ 0,37; р=0,047). Через 12 месяцев различия сохранялись – 53,6% против 78,8% (ОШ 0,31; р=0,037). Следует отметить, что через 12 месяцев ни у одного из 20 больных с нормальной эндоскопической картиной, найденной через 3 месяца, не возник клинический рецидив заболевания. В то же время, у 18 из 41 больного с эндоскопическим рецидивом, отмеченном через 3 месяца, через год наблюдался клинический рецидив.

Довольно много пациентов досрочно прекратили прием орнидазола из-за побочных реакций (12 из 38 против 5 из 40 в группе плацебо, р=0,041). Побочные эффекты (парестезии, полинейропатии, желудочно-кишечные расстройства, нарушение печеночных тестов и др.) чаще встречались в группе активной терапии (у 26 из 38 больных против 12 из 40 пациентов в контроле; р=0,0007). При этом парестезии и полинейропатии сохранялись от 1 до 6 месяцев после прекращения приема препарата.

Выводы. 

Авторы исследования делают вывод, что орнидазол эффективен для профилактики эндоскопических и клинических рецидивов болезни Крона после резекции кишечника, но только в период его постоянного приема. Вполне вероятно, что иммуносупрессивная терапия, проводимая до операции, должна быть продолжена и после нее, поскольку отсутствие такого лечения вызывает 5-кратный риск развития рецидива заболевания.

Авторы отмечают, что илеоколоноскопия, выполняемая через 3 месяца после оперативного вмешательства, позволяет прогнозировать клинические рецидивы болезни.

Источник.

Rutgeerts P., Van Assche G., Vermeire S. et al. Ornidazole for Prophylaxis of Postoperative Crohn’s DiseaseRecurrence: A Randomized, Double-Blind, Placebo-Controlled Trial. Gastroenterology. April, 2005;128:856–861

Главная страница arrow Гастроэнтерология arrow Орнидазол эффективен для профилактики рецидивов болезни Крона.
Ваше мнение
Нужны ли российским больницам отделения экстренной помощи?
  
Если Вы ответили положительно, то как Вы можете это аргументировать?
  
Если Вы ответили отрицательно, то как Вы можете это аргументировать?
  
Если у Вас есть другие соображения по данному вопросу, пишите на адрес mail.medmir.com, указав