Обзоры мировых
медицинских журналов
на русском языке (архив)
Разделы
Главная страница
Внутренние болезни
Акушерство и гинекология
Педиатрия
Неонатология
Инфекционные болезни
Интенсивная терапия
Кардиология
Неврология и нейрохирургия
Онкология
Гастроэнтерология
Клинические случаи
Поиск

Клинические и лабораторные предикторы рецидива венозных тромбозов. Печатать
30.05.05
Венозные тромбозы манифестируют, главным образом, тромбозами глубоких вен нижних конечностей (ТГВ) и легочной эмболией (ЛЭ). Частота первичного тромботического события составляет всего 1-2 случая на 1000 пациентов в год, однако 5-летний риск рецидива достигает 25%.
Основными клиническими факторами риска развития венозных тромбозов считаются иммобилизация, хирургические вмешательства, злокачественные новообразования, беременность и послеродовый период, прием гормональных контрацептивов. Значение генетических аномалий, приводящих к тромбофилическим состояниям, остается противоречивым.
Голландские ученые решили оценить клинические и лабораторные факторы риска рецидива венозных тромбозов на большой когорте больных, вошедших в 1988-1992 гг. в Лейденское исследование тромбофилии - the Leiden Thrombophilia Study (LETS).
Методы и ход исследования.
Было включено 474 пациента (средний возраст 45±13,7 лет) с доказанным первым ТГВ нижних (n=453) и верхних (n=21) конечностей. Исключались больные старше 70-летнего возраста и онкологические пациенты. 
Идиопатическими считались тромбозы в отсутствии беременности и послеродового периода, приема пероральных контрацептивов, травмы, хирургической операции, иммобилизации и гипсовой повязки в течение 3-х месяцев до заболевания.
Период наблюдения начинался через 90 суток после развития тромботического события – времени первоначальной антикоагулянтной терапии у большинства больных. Наблюдение заканчивалось при рецидиве ТГВ, ЛЭ или в конце всего исследования (1 января 2000 г.).
Рецидивы ТГВ подтверждались ультразвуковым допплеровским исследованием, венографией или импедансной плетизмографией. Диагноз ЛЭ устанавливался с помощью перфузионного сканирования с или без вентиляционного сканирования, либо помощью компьтерной томографии.
У всех больных, по крайней мере, по истечении 90 дней после прекращения антикоагулянтной терапии (за исключением 48 случаев постоянного лечения), забирались образцы плазмы крови для последующего определения тромбофилических маркеров - повышенного уровня факторов V Лейден, VIII, IX, XI, протромбина G20210А, фибриногена, гомоцистеина и дефицита естественных антикоагулянтов - протеина С, протеина S, антитромбина.
Результаты.
За время наблюдения у 90 больных отмечены рецидивы тромботических событий: 73 случая ТГВ нижних конечностей, 4 – верхних конечностей, 12 – ЛЭ и 1 случай развития синдрома Бадда-Киари. Таким образом, средняя частота рецидивов тромбозов составила 25,9 на 1000 пациентов в год (95% доверительный интервал [ДИ] 20,8-31,8). Наибольший риск повторного тромботического события наблюдался в первые 2 года после прекращения антикоагулянтной терапии (31,9 на 1000 пациенто-лет; 95% ДИ 20,3-43,5), медленно снижаясь к концу исследования.
Кумулятивная 5-летняя и 7-летняя частота ретромбозов была выше у мужчин, чем у женщин (19,3% против 7,4% и 25,3% против 9,9% соответственно). Усредненное отношение шансов (ОШ) тромботического события для мужчин в сравнении с женщинами составило 2,7 (95% ДИ 1,8-4,2).
Рецидивы  тромбозов были несколько чаще у больных с идиопатическим заболеванием, нежели с провоцированным тромбозом (33,2 против 17,7 на 1000 пациенто-лет; ОШ 1,9 при 95% ДИ 1,2-2,9).
Перед первым эпизодом болезни 128 женщин принимали оральные контрацептивы. За время наблюдения 58 из них продолжали использование этих препаратов, что сопровождалось 11 случаями ретромбозов. Частота рецидива заболевания составила 2,8% в год при приеме контрацептивов против 1,3% в год у лиц, не принимавших их.
У 67% пациентов отмечен, по крайней мере, один протромботический лабораторный фактор. После поправки на возраст, пол и прием антикоагулянтов существенной разницы в частоте ретромбозов у больных с тромбофилией и без нее не получено (ОШ 1,4 при 95% ДИ 0,9-2,2). Незначительная тенденция к увеличению риска отмечена среди больных с дефицитом естественных антикоагулянтов (ОШ 1,8; 95% ДИ 0,9-3,7), повышенным уровнем фибриногена (ОШ 1,7; 95% ДИ 1,1-2,8) и комбинацией повышенных фактора V Лейден и фибриногена (69,8 на 1000 пациенто-лет; 95% ДИ 25,6-152,1). Отклонения в других факторах, а также различные комбинации этих отклонений не показали дополнительного повышения риска ретромбоза.
Выводы.
Больные, перенесшие первый эпизод венозного тромбоза, имеют высокий риск его рецидива в ближайшие годы. Этот риск примерно в 2,5 раза выше у мужчин, в 2 раза выше у женщин, продолжающих принимать контрацептивы, и в 2 раза выше у пациентов с идиопатической природой заболевания.
Солитарные лабораторные аномалии не влияют на риск ретромбоза, хотя сочетание 2 и более протромботических факторов несколько увеличивают его.
По мнению авторов, в данной ситуации клинические факторы играют более существенную роль в решении вопроса о длительности антикоагулянтной терапии, нежели лабораторные отклонения.
Источник.
Christiansen S.C.  et al.  Thrombophilia, Clinical Factors, and Recurrent Venous Thrombotic Events. JAMA. May 18, 2005;293:2352-2361.
Главная страница arrow Внутренние болезни arrow Клинические и лабораторные предикторы рецидива венозных тромбозов.
Ваше мнение
Нужны ли российским больницам отделения экстренной помощи?
  
Если Вы ответили положительно, то как Вы можете это аргументировать?
  
Если Вы ответили отрицательно, то как Вы можете это аргументировать?
  
Если у Вас есть другие соображения по данному вопросу, пишите на адрес mail.medmir.com, указав