Обзоры мировых
медицинских журналов
на русском языке (архив)
Разделы
Главная страница
Внутренние болезни
Акушерство и гинекология
Педиатрия
Неонатология
Инфекционные болезни
Интенсивная терапия
Кардиология
Неврология и нейрохирургия
Онкология
Гастроэнтерология
Клинические случаи
Поиск

Метаболический синдром ухудшает прогноз при остром инфаркте миокарда. Печатать
06.06.05
Метаболический синдром (МС), встречающийся у 25% белых американцев и у 44% среди тех, кто старше 50 лет, является важным фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний, в частности, коронарной болезни сердца (КБС) и инфаркта миокарда (ИМ). В 2001 г. Группа по лечению взрослых национальной образовательной программы по борьбе с холестерином (the National Cholesterol Education Program [NCEP] Adult Treatment Panel III [ATP III]) дала новое определение МС.

Оно предполагает наличие, по крайней мере, 3 из 5 следующих критериев: 1) абдоминальное ожирение (окружность талии >102 см для мужчин и >88 см для женщин); 2) повышенный уровень триглицеридов [ТГ] ≥1,7 ммоль/л; 3) низкое содержание холестерина липопротеидов высокой плотности (ЛПВП) <1,04 ммоль/л для мужчин и <1,30 ммоль/л для женщин; 4) гипер­гли­кемия (диабет в анамнезе или гликемия натощак ≥6,10 ммоль/л) и 5) повышенное АД (лечение артериальной гипертонии [АГ] или систолическое АД ≥130 мм рт.ст. или диастолическое АД ≥85 мм рт.ст.).

Французские ученые провели популяционное исследование по оценке распространенности МС у больных ИМ, влиянию его и каждой из его составляющих на краткосрочный госпитальный прогноз этих пациентов.

Методы и ход исследования.

Используя данные регистра о поступивших больных с ИМ, начатого с 1 января 2001 г. во французской области Côte-d’Or, отобрано 633 пациента острым ИМ, из которых 290 (46%) имели МС, соответствующий критериям  NCEP ATP III.

Анализы крови выполнялись при поступлении (С-реактивный белок, креатинин, гликемия) и на следующее утро (гликозилированный гемоглобин, ТГ, ЛПВП). Гликемия натощак, как критерий МС, определялась как среднее значение гликемии, отмеченной на 4-5 сутки пребывания в стационаре.

Результаты.

Больные с МС были старше по возрасту (70 против 63 лет, р<0,001), чаще были женского пола (р<0,001), чаще имели ИМ в анамнезе (р=0,001), АГ (р<0,001), диабет (р<0,001), но реже курили (р<0,001). Эти пациенты позднее госпитализировались, имели более высокий класс по Киллип, и им реже проводилась тромболитическая терапия. Тем не менее, фракция выброса левого желудочка, оцененная на 3±1 день, в обеих группах была одинаковой.

При анализе лабораторных данных выявлено, что больные с МС имели более высокое содержание С-реактивного белка (9,8 против 6,0 мг/л контроле; р<0,001), низкий клиренс креатинина (70 против 82 мл/мин; р=0,04), повышенное содержание глюкозы натощак и гликозилированного гемоглобина (123 против 97 мг/дл; р<0,001 и 6,2% против 5,5%; р<0,001 соответственно). Липидный профиль у пациентов с МС также существенно отличался от группы контроля: уровень ТГ был выше (р<0,001), а уровни ЛПВП и ЛПНП ниже (р<0,001 и р=0,007 соответственно).

Госпитальная летальность у больных с МС была значительно выше, чем у лиц без него (10,7% против 3,8%; р=0,001), также как и частота развития тяжелой сердечной недостаточности (класс по Киллип выше 2-го) – 27,9% против 16,0%; р<0,001.

Однако результаты многофакторного анализа выявили, что после внесения поправок на возраст, женский пол, клиренс креатинина, ИМ с подъемом сегмента ST, переднюю локализацию некроза, частоту пульса при поступлении, уровни систолического и диастолического АД, Киллип класс выше 1-го и ИМ в анамнезе, МС не оказался независимым предиктором летального исхода у больных с острым ИМ. Тем не менее, наличие МС с учетом перечисленных вмешивающихся факторов было независимым предиктором тяжелой сердечной недостаточности (отношение шансов 2,13; 95% доверительный интервал [ДИ] 1,28-3,57; р=0,003).

При однофакторном анализе связи отдельных компонентов МС с риском развития тяжелой сердечной недостаточности оказалось, что гипергликемия и низкое содержание ЛПВП имели такую связь. Однако при многофакторном анализе только гипергликемия была сильным и независимым предиктором тяжелой сердечной недостаточности (отношение шансов 3,31; 95% ДИ 1,86-5,86; р<0,001).

Выводы. 

Распространенность МС в неотобранной популяции больных с ИМ достаточно высокая (46%). Наличие МС, по-видимому, связано с худшим краткосрочным прогнозом больных ИМ и, несомненно, с высоким риском развития тяжелой сердечной недостаточности.

Среди компонентов МС гипергликемия является самым важным предиктором риска развития сердечной недостаточности, включая кардиогенный шок.

Авторы подчеркивают исключительную важность контроля гликемии в острую фазу ИМ.

Источник.

Zeller M., Steg P.G., Ravisy J. et al. Prevalence and Impact of Metabolic Syndrome on Hospital Outcomes in Acute Myocardial Infarction. Arch Intern Med. May 23, 2005;165:1192-1198

Главная страница arrow Кардиология arrow Метаболический синдром ухудшает прогноз при остром инфаркте миокарда.
Ваше мнение
Нужны ли российским больницам отделения экстренной помощи?
  
Если Вы ответили положительно, то как Вы можете это аргументировать?
  
Если Вы ответили отрицательно, то как Вы можете это аргументировать?
  
Если у Вас есть другие соображения по данному вопросу, пишите на адрес mail.medmir.com, указав