Обзоры мировых
медицинских журналов
на русском языке (архив)
Разделы
Главная страница
Внутренние болезни
Акушерство и гинекология
Педиатрия
Неонатология
Инфекционные болезни
Интенсивная терапия
Кардиология
Неврология и нейрохирургия
Онкология
Гастроэнтерология
Клинические случаи
Поиск

Риск смерти от рака простаты у больных с биохимическим рецидивом после радикальной простатэктомии. Печатать
30.08.05
В пределах 10 лет после хирургического лечения рака предстательной железы у значительного процента больных (до 35%) возникает так называемый биохимический рецидив: повышение уровня простат-специфического антигена (ПСА). Однако до сих пор не определена оптимальная тактика ведения таких больных.

Авторами настоящей статьи ранее было показано, что средний срок от биохимического рецидива до обнаружения метастазов составил 8 лет, а средний срок от обнаружения метастазов до смерти – 5 лет. Ими же, как и рядом других исследователей, было продемонстрировано, что одним из важнейших факторов риска развития метастазов является короткий срок удвоения ПСА (СУПСА). Данное исследование посвящено более углубленному изучению этого вопроса на большей популяции больных. Ученые поставили цель уточнить те признаки у пациентов с биохимическим рецидивом, которые в последующем могли бы стать показанием к ранней активной терапии.

Методы и ход исследования.

У 979 (19%) из 5096 больных, которым по поводу рака предстательной железы с 1982 по 2000 год в клинике Джона Хопкинса (Johns Hopkins Hospital, Балтимор, США) была проведена радикальная простатэктомия, при среднем сроке наблюдения 6,6 лет был выявлен биохимический рецидив. Биохимический рецидив определяли как уровень ПСА не менее 0,2 нг/мл.

В данный анализ включены только те пациенты (379 из 979), у которых имелись данные о повышенном уровне ПСА, по крайней мере, в 2 анализах в пределах 2 лет после биохимического рецидива. Между проведением этих 2 анализов должно было пройти не менее 3 мес. Ни у одного из этих больных до биохимического рецидива не проводили облучения или гормональной терапии. Средний срок наблюдения после операции у указанных 379 больных равнялся 10,3 годам, средний срок от операции до биохимического рецидива – 3,5 года, среднее время наблюдения после биохимического рецидива – 6,8 лет. У большинства этих пациентов при патоморфологическом исследовании тканей, удаленных при операции, выявлялось прорастание рака за пределы простаты, а опухоль имела выраженные признаки злокачественности.

После операции определяли ПСА в первый год наблюдения каждые 3 месяца, 1 раз в полгода на протяжении второго года наблюдения, а затем – ежегодно. После биохимического рецидива по усмотрению лечащего врача выполнялись диагностические радиологические исследования. 54 больных с биохимическими рецидивами получили гормональную терапию до клинико-радиологического проявления метастазов, у 48 из них метастазы не были обнаружены при последнем обследовании (перед окончанием сбора материала для данной статьи), а у остальных 6 метастазы  развились, несмотря на терапию.

СУПСА подсчитывался следующим образом: натуральный логарифм 2 (0,693) делили на наклон (slope) графика линейной регрессии логарифма ПСА с течением времени.

Результаты.

В популяции исследования за указанный срок наблюдения от рака простаты умерли 66 больных (17%). При многофакторном анализе оказалось, что было всего 3 независимых фактора риска короткого срока наступления смерти  от рака простаты после  биохимического рецидива: 1) балл Глисона (Gleason), 2) срок от операции до биохимического рецидива, 3)   СУПСА как непрерывная переменная величина. Эти факторы сохранили свою значимость и после исключения из анализа 54 больных, которые после рецидива получали гормональную терапию. Анализ сочетания указанных трех факторов позволил определить группы с разной степенью риска смерти от рака простаты.

Таблица оцениваемой вероятности 10-летней выживаемости в зависимости от факторов риска:

 

СУПСА месяцы

Биохимический рецидив в срок >3 лет после операции, %

Биохимический рецидив в срок ≤3 лет после операции, %

 

б. Глисона<8

б. Глисона≥8

б. Глисона<8

б. Глисона≥8

≥15,0

98

96

93

86

9,0-14,9

95

90

85

69

3,0-8,9

84

68

55

26

<3,0

59

30

15

1

Авторы приводят  такие же таблицы для вероятности 5-летней и 15-летней выживаемости, в которых прослеживаются аналогичные закономерности.
Выводы.
Авторы  настоящей работы признают, что число больных в отдельных подгруппах было довольно малым, поэтому рассматривают полученные результаты как предварительные. Достижением исследования является выяснение трех факторов риска смертности от рака простаты после его биохимического рецидива и составление соответствующих таблиц, которые уже могут служить ориентирами для врачей и больных при планировании терапии.  Больным с высоким риском смерти  от рака простаты после биохимического рецидива следует предлагать активную химио-гормональную терапию. Данную рекомендацию авторы основывают, в частности, на публикациях Tannock I.F. et al. (2004) и Petrylak D.P. et al (2004), в которых показано, что химиотерапия способна достоверно продлить жизнь у  пациентов с раком простаты, рефрактерным к гормонотерапии.
Источник.
S.J. Freedland et al. Risk of prostate cancer-specific mortality following biochemical recurrence after radical prostatectomy. JAMA. July 27, 2005; 294: 433-439
 

Главная страница arrow Онкология arrow Риск смерти от рака простаты у больных с биохимическим рецидивом после радикальной простатэктомии.
Ваше мнение
Нужны ли российским больницам отделения экстренной помощи?
  
Если Вы ответили положительно, то как Вы можете это аргументировать?
  
Если Вы ответили отрицательно, то как Вы можете это аргументировать?
  
Если у Вас есть другие соображения по данному вопросу, пишите на адрес mail.medmir.com, указав