Обзоры мировых
медицинских журналов
на русском языке (архив)
Разделы
Главная страница
Внутренние болезни
Акушерство и гинекология
Педиатрия
Неонатология
Инфекционные болезни
Интенсивная терапия
Кардиология
Неврология и нейрохирургия
Онкология
Гастроэнтерология
Клинические случаи
Поиск

Урсодезоксихолевая кислота эффективнее холестирамина при внутрипеченочном холестазе беременных. Печатать
28.09.05
Внутрипеченочный холестаз беременных (ВХБ) является наиболее частой патологией печени во время беременности. ВХБ характеризуется кожным зудом с незначительным или умеренным повышением сывороточных аминотрансфераз и желчных кислот (ЖК), появляющимися со 2-го или 3-го триместра беременности и исчезающими сразу после родов. Хотя ВХБ нередко не считается серьезной медицинской проблемой в виду хорошего прогноза для матери, клинические исследования указывают на его связь с преждевременными родами (19%-60%), мертворождением (1%-2%) и расстройствами у плода (22%-33%).Поскольку оптимальное лечение данной патологии окончательно не разработано, литовские ученые провели первое проспективное рандомизированное сравнительное исследование по оценке эффективности и безопасности применения урсодезоксихолевой кислоты (УДХК) и холестирамина (ХА), который наиболее часто используется при ВХБ в настоящее время.
Методы и ход исследования.
В проспективное открытое одноцентровое (Каунасский медицинский Университет) было в 1999 -2002 гг. было включено 84 беременных женщины (в возрасте от 18 до 41 года) с симптомами кожного зуда, появившимися во 2-3 триместре, и имеющими по крайней мере один, повышенный биохимический параметр (аланиновую аминотрансферазу [АЛТ] > 45 Е/л, аспарагиновую аминотрансферазу [АСТ] >40 Е/л, содержание ЖК натощак > 10 мкмоль/л). Исключались больные с хроническими заболеваниями печени, печеночными вирусными инфекциями (вирусами гепатита А, В, С, цитомегаловирусами, вирусами герпеса и Эпштейна-Барра), кожными заболеваниями, аллергическими расстройствами и симптоматическим холелитиазом.
Участницы были рандомизированы на получение УДХК (8-10 мг/кг в сутки) или ХА (8 г/сутки) в течение 14 дней.
Первичной конечной точкой было определено уменьшение тяжести зуда на 50% и более по окончании лечения. Вторичными точками служили исходы беременности (срок родоразрешения, оценка по шкале Апгар, статус новорожденного), снижение активности АЛТ, АСТ и содержания ЖК, а также безопасность терапии. Самооценка выраженности зуда осуществлялась ежедневно по следующей шкале: 0 – нет зуда; 1 – редкий зуд; 2 –перемежающийся зуд с преобладающими бессимптомными периодами; 3 – то же, но с преобладающими симптомами зуда; 4 – постоянный зуд днем и ночью. 
Результаты.
Большинству участниц длительного лечения до родов не предлагалось. Средний срок назначения терапии составил 35 недель гестации (от 22 до 39), срок окончания – 37-38 неделя. Только четыре женщины (по двое из группы УДХК и ХА), у которых зуд начался рано, были вынуждены повторить курс терапии в поздние сроки беременности.
Исходные характеристики участниц в обеих группах были сходными и статистически не различались. В начале исследования интенсивность кожного зуда была одинаковой (2,88±0,40 против 2,95±0,60). Однако если при терапии УДХК он исчезал на 3-4 сутки, то при лечении ХА уменьшался на 7-10 день. После 4 дня терапии самооценка зуда была значительно ниже в группе УДХК (2,08±0,63 против 2,92±0,62 в группе ХА; р<0,05), и эти различия сохранились к окончанию исследования (0,44±0,65 против1,88±0,98 соответственно; р<0,001). При этом редукция зуда на 50% и более отмечена у 67% участниц в группе УДХК и только у 19% женщин, получивших ХА (р=0,0021).
Хотя не было зарегистрировано ни одного случая мертворождения и не отмечено различий в весе новорожденных, оценка по шкале Апгар на 5-й минуте была значительно выше в группе УДХК, чем в группе ХА (9,4±0,5 против 8,7±0,6 соответственно; р<0,05), также как и сроки родоразрешения (38,7±1.7 недель против 37,4±1,5 недель; р<0,05).
Терапия УДХК привела к достоверному уменьшению активности АЛТ, АСТ, уровня ЖК при отсутствии изменений содержания билирубина  и щелочной фосфатазы (ЩФ). Лечение ХА, напротив, не изменило активности трансаминаз, уровня ЖК при небольшом (но достоверном) повышении содержания билирубина и ЩФ. В целом, активность АЛТ и АСТ снизилась у 78,5% и 73,8% участниц в группе УДХК против 21,4% и 21,4% в группе ХА (оба р<0,01). Концентрация ЖК также чаще снижалась при лечении УДХК: 59,5% против 19,0% при терапии ХА (р<0,02). Кроме того, нормализация уровня билирубина отмечена у 16,7% женщин в группе УДХК и y ни одной из принимавших ХА (р<0,02).
Прием УДХК переносился очень хорошо без развития каких-либо побочных явлений. В то же время, при терапии ХА 12 участниц (29%) сообщили о побочных реакциях (в 11 случаях отмечена тошнота, в 5 – рвота и в 1 – диарея).
Выводы.
В данном исследовании относительно краткосрочное использование умеренных доз УДХК значительно улучшало симптомы кожного зуда, снижало активность трансаминаз и концентрацию ЖК, сопровождалось лучшими исходами беременности при отсутствии каких-либо побочных реакций. Напротив, терапия ХА только умеренно купировала симптомы зуда и часто вызывала побочные реакции.
Авторы полагают, что данные настоящего исследования поддерживают применение УДХК в качестве терапии первой линии при ВХБ.
Источник.
Kondrackiene J., Beuers U., Kupcinskas L. Efficacy and Safety of Ursodeoxycholic Acid Versus Cholestyramine in Intrahepatic Cholestasis of Pregnancy. Gastroenterology. September 2005;129:894–901
Главная страница arrow Инфекционные болезни arrow Урсодезоксихолевая кислота эффективнее холестирамина при внутрипеченочном холестазе беременных.
Ваше мнение
Нужны ли российским больницам отделения экстренной помощи?
  
Если Вы ответили положительно, то как Вы можете это аргументировать?
  
Если Вы ответили отрицательно, то как Вы можете это аргументировать?
  
Если у Вас есть другие соображения по данному вопросу, пишите на адрес mail.medmir.com, указав