Обзоры мировых
медицинских журналов
на русском языке (архив)
Разделы
Главная страница
Внутренние болезни
Акушерство и гинекология
Педиатрия
Неонатология
Инфекционные болезни
Интенсивная терапия
Кардиология
Неврология и нейрохирургия
Онкология
Гастроэнтерология
Клинические случаи
Поиск

Предикторы долговременной эффективности урсодезоксихолевой кислоты при первичном билиарном циррозе. Печатать
05.04.06
Установлено, что применение урсодезоксихолевой кислоты (УДХК) при первичном билиарном циррозе печени (ПБЦ) улучшает биохимические показатели холестаза и замедляет гистологическое прогрессирование заболевания. Тем не менее, долговременная клиническая эффективность такой терапии остается неопределенной из-за относительной краткосрочности проведенных испытаний.
Испанские ученые решили оценить течение и выживаемость пациентов с ПБЦ, получающих терапию УДХК, в сравнении с выживаемостью, основанной на модели Мэйо, и продолжительностью жизни в общей популяции.

Методы и ход исследования.
В исследование вошли 192 пациента (181 женщина – 94%; средний возраст 54,1±0,8 года). Диагноз ПБЦ был установлен в соответствии с гистологическими критериями и повышенным титром антимитохондриальных антител. У всех, кроме 11 пациентов, биопсия печени была проведена в течение 6 месяцев до начала терапии УДХК.
Критериями исключения были: предшествующее в течение 6 месяцев лечение УДХК, кортикостероидами, азатиоприном, хлорамбуцилом, метотрексатом, Д-пеницилламином; сопутствующие хронические заболевания печени (гемохроматоз, первичный склерозирующий холангит, алкогольная болезнь, болезнь Вильсона, недостаточность α1-антитрипсина, гепатит В).
Биохимические параметры (содержание билирубина, щелочной фосфатазы [ЩФ], альбумина, протромбина) определялись исходно, каждые 3 месяца в течение первого года наблюдения и далее 1 раз в 6 месяцев. Ультразвуковое исследование повторялось с интервалами в 6 – 12 месяцев. Для каждого пациента рассчитывался риск по шкале Мэйо, основанный на 5 параметрах (возраст, уровень билирубина и альбумина, протромбиновое время, наличие отеков или асцита). Гистологическая стадия болезни определялась по следующим критериям: I – ограниченная инфильтрация в области портальных сосудов (триады); II – диффузное портальное и перипортальное воспаление и фиброз; III – лобулярный и мостовидный (bridging) фиброз; IV – цирроз.
Все участники получали УДХК в дозе 15 мг/кг/сутки. Кроме того, 80% пациентов принимали добавки кальция (1000 мг/сутки), 25-гидроксивитамина Д (266 мкг в 2 – 4 недели). 58 больных получали витамин А (50 000 МЕ каждые 1-2 месяца), 29 человек – α-токоферол (400 мг в сутки). Только 16 пациентов принимали холестирамин (с рекомендацией приема не ранее чем через 2 часа после УДХК).
По результатам терапии в течение 1 года участники были разделены на 2 группы: 1-ю составили пациенты с положительным биохимическим ответом (снижение ЩФ на 40% от исходного уровня, либо нормализация) и 2-ю – с отрицательным биохимическим ответом.
Основной конечной точкой наблюдения была смерть, трансплантация печени или показания к ней (билирубин >6 мг/дл, спонтанный бактериальный перитонит, повторное кровотечение из варикозных вен, спонтанная печеночная энцефалопатия).
Терапия УДХК продолжалась в среднем 6,8±0,2 года (медиана 7,5 лет; интервал 1,5 – 14,3 года).
Результаты.
В течение наблюдения конечная точка отмечена у 17 участников: 9 человек умерло через 3,5 – 9,14 лет терапии (4 – из-за гепатоцеллюлярного рака, 2 – из-за печеночной недостаточности, 3 – от внепеченочных причин), 8 пациентам через 2,93 – 9,14 лет терапии произведена трансплантация печени. Больные, достигшие конечной точки, были старше остальных участников (60,7 против 53,4 лет), имели худшие биохимические показатели при вступлении в исследование (билирубин 1,4 против 0,9 мг/дл; альбумин 38,5 против 42,7 г/л; протромбин 13,5 против 12,5 с), более высокую сумму баллов по шкале Мэйо (5,32 против 4,20) и более продвинутую гистологическую стадию (все р≤0,001).
Во всей когорте выживаемость без трансплантации печени оказалась выше, чем ожидалось по модели Мэйо (р<0,001), но ниже, чем в общей популяции (р<0,001).
В группе положительного биохимического ответа (n=117 или 61%) в сравнение с группой отрицательного ответа на лечение исходных достоверных различий, кроме более низкого уровня билирубина (0,8 против 1,2 мг/дл), более высокой концентрации альбумина (42,9 против 41,4 г/л) и меньшей суммы по шкале Мэйо (4,12 против 4,55 баллов), не отмечено. Тем не менее, первичная точка в группе положительного ответа составила 3,4% (4 смерти: две – от рака печени, одна – от рака желудка и одна от кровоизлияния в мозг) против 17,3% в группе отрицательного биохимического ответа (5 смертельных исходов и 8 трансплантаций печени). Выживаемость в 1-й группе оказалась выше, чем прогнозировалась по модели Мэйо (р<0,001), и была сопоставима с выживаемостью в общей популяции (р=0,15). Напротив, выживаемость во 2-й группе была значительно ниже, чем в общей популяции (р<0,001), хотя и выше, чем предсказывала модель Мэйо (р=0,001). Сходные результаты были получены после исключения из анализа 13 пациентов с нормальным исходным уровнем ЩФ.
Многофакторный анализ выявил гистологическую стадию ≥III (относительный риск [ОР] 13,79; р<0,001), исходный уровень альбумина <38 г/л (ОР 7,64; р=0,001) и отсутствие биохимического ответа через 1 год терапии УДХК (ОР 7,47; р=0,004) в качестве независимых прогностических факторов неблагоприятного исхода.
Выводы.
Результаты настоящего исследования показывают значительное улучшение выживаемости без трансплантации печени больных ПБЦ при лечении УДХК в сравнении с рассчитанной по модели Мэйо: 7-летняя выживаемость составила 92%, что на 15% выше прогнозируемой.
Тем не менее, среди всех участников исследования выживаемость была ниже, чем в общей популяции соответствующего пола и возраста, что, по мнению авторов, можно объяснить неодинаковым биохимическим ответом пациентов на проводимую терапию. В частности, снижение через год терапии уровня ЩФ на 40% от исходного или его нормализация были связаны с долговременной выживаемостью, сходной с продолжительностью жизни в популяции.
Для пациентов, не отвечающих биохимическим улучшением через год лечения УДХК, требуется разработка новых терапевтических подходов.
Источник.
Pares A., Caballeria L., Rodes J. Excellent Long-Term Survival in Patients With Primary Biliary
Cirrhosis and Biochemical Response to Ursodeoxycholic Acid. Gastroenterology. March 2006;130:715–720
Главная страница arrow Гастроэнтерология arrow Предикторы долговременной эффективности урсодезоксихолевой кислоты при первичном билиарном циррозе.
Ваше мнение
Нужны ли российским больницам отделения экстренной помощи?
  
Если Вы ответили положительно, то как Вы можете это аргументировать?
  
Если Вы ответили отрицательно, то как Вы можете это аргументировать?
  
Если у Вас есть другие соображения по данному вопросу, пишите на адрес mail.medmir.com, указав