Обзоры мировых
медицинских журналов
на русском языке (архив)
Разделы
Главная страница
Внутренние болезни
Акушерство и гинекология
Педиатрия
Неонатология
Инфекционные болезни
Интенсивная терапия
Кардиология
Неврология и нейрохирургия
Онкология
Гастроэнтерология
Клинические случаи
Поиск

Сочетание минимальных количественных изменений клеток периферической крови и ночного болевого синдрома позволяет диагностировать дебют острого лимфобластного лейкоза у детей. Печатать
17.05.06

Острый лимфобластный лейкоз (ОЛЛ) - наиболее частое злокачественное заболевание в детском возрасте. От 15% до 30% случаев ОЛЛ в дебюте протекают под «маской» ювенильного ревматоидного артрита (ЮРА), когда у ребенка выявляются признаки суставного синдрома, включая боль, отек, нарушение движений в суставах, а также сыпь и повышение уровня антинуклеарных антител (АНА).

В большинстве рекомендаций подчеркивается необходимость проведения костно-мозговой пункции, которая позволяет поставить диагноз ОЛЛ до появления бластных клеток в периферической крови.
Ученые США и Канады провели многоцентровое ретроспективное исследование типа случай - контроль с целью идентификации прогностической значимости базовых клинических и лабораторных данных в качестве предикторов ОЛЛ.  
Методы и ход исследования.
Все дети (n=277), включенные в исследование, имели установленный диагноз ОЛЛ (n=71) или ЮРА (n=206). Дети с ОЛЛ были отобраны с помощью Регистра Детских Ревматологических Заболеваний (1992-1995 гг.) и через Детский Ревматологический Сервер. Дети с ЮРА были отобраны в 7 медицинских центрах Северной Америки. С помощью опросника для врачей выясняли сведения, касающиеся первого визита в детскую ревматологическую клинику до начала терапии: 1 - ночные боли в конечностях или суставах; 2 - функциональные нарушения (неспособность ребенка самостоятельно ходить); 3 - количество суставов с признаками артрита; 4 - уровень АНА (титр >1:80 считался положительным); 5 - количество тромбоцитов (Т) в периферической крови (низкое нормальное количество Т (НКТ) считалось 150-250×109/л); 6 - количество лейкоцитов (Л) в крови (низкое количество Л [НКЛ] - <4×109/л - нехарактерный симптом для ЮРА); 7 - уровень гемоглобина (Hb); 8 - уровень лактатдегидрогеназы (ЛДГ); 9 - уровень мочевой кислоты (МК); 10 - данные рентгенологического обследования.
Результаты.
Средний возраст детей с ОЛЛ был 88,6 (12-222) мес., с ЮРА - 76,6 (29-205) мес. Обе группы были сопоставимы по этническим признакам. Среди больных ЮРА преобладали девочки (75% против 51% в группе ОЛЛ), 42% больных имели олигоартрит, 38% - полиартрит, у 20% был системный вариант ЮРА. Лишь у 25% (18 из 71) детей с ОЛЛ выявлены бластные клетки при первичном исследовании мазка периферической крови (бласт-позитивный ОЛЛ [БПОЛЛ]), 75% (53 из 71) имели бласт-негативный ОЛЛ (БНОЛЛ). Дальнейший анализ показал, что обе подгруппы детей с ОЛЛ были сопоставимы по всем другим исследуемым параметрам, также как и больные с ЮРА имели сходные данные независимо от варианта заболевания. В связи с этим далее приводятся обобщенные результаты исследования.
НКЛ выявлено у 21% больных ОЛЛ и лишь у 1% детей с ЮРА (р<0,001); НКТ - у 45% и 2% соответственно (р<0,001); нарушение ночного сна из-за болей в конечностях или суставах - у 63% и 17% соответственно (р<0,001); низкий Hb - у 64% и 32% (р<0,001); высокая ЛДГ - у 79% и 38% (р<0,001); высокая МК - у 17% и 2% (р<0,01); функциональные нарушения - у 58% и 34% (р<0,01). Все другие показатели не отличались в обеих группах. Наиболее выраженную прогностическую значимость имели первые 3 показателя. При этом чувствительность определения НКЛ составила 85%, специфичность - 83%; НКТ - 82% и 87% соответственно; ночных болей - 49% и 90% соответственно. Комбинация какого-либо низкого показателя периферической крови, включая анемию, с ночными болями повышала чувствительность диагностических симптомов до 56%, а специфичность до 87%, а сочетание 2 низких показателей анализа крови с ночными болями увеличивала чувствительность до 100%, а специфичность до 85%.
Среди детей с БНОЛЛ более часто выявлялось сочетание 2 низких показателей крови, по сравнению с БПОЛЛ (46% против 28%; р=0,06).
Больные с ЮРА и ОЛЛ не отличались по таким показателям как функциональные нарушения, число пораженных суставов, наличие сыпи, повышение АНА. Примерно 1/3 больных ЮРА и 17% детей с ОЛЛ были АНА-позитивными. ЛДГ была высокой у 77% больных ОЛЛ, а также у 38% детей с ЮРА, что снижало специфичность этого показателя при ОЛЛ. Повышение МК при ОЛЛ (n=8) всегда сочеталось с высокой ЛДГ. Частота отклонений рентгенологических данных была одинакова в обеих группах. Однако если остеопения и расширение суставной щели определялось с одинаковой частотой у больных обеих групп, то рентгенонегативные тяжи, склероз, остеолизис и периостальные изменения выявлялись лишь при ОЛЛ.   
Выводы.
Исследование продемонстрировало высокую информативную значимость клинико-анамнестических данных, а также простых серологических и рентгенологических исследований для своевременной диагностики ОЛЛ у детей. Врачи, обследующие больных с костно-мышечными симптомами, должны сохранять онкологическую настороженность и не полагаться на отрицательные результаты исследования мазка периферической крови, поскольку ранние стадии ОЛЛ могут быть бласт-негативными. Максимальную прогностическую ценность для ранней диагностики ОЛЛ имеет сочетание минимальных количественных изменений периферической крови (снижение количества лейкоцитов <4×109/л и низкое нормальное количество тромбоцитов - 150-250×109/л) с жалобами на ночные боли в суставах и конечностях. Подобная комбинация признаков позволяет дифференцировать ОЛЛ и ЮРА на ранней стадии заболевания и назначать своевременное адекватное обследование и лечение пациенту.
Источник.
Olcay Y. Jones et al. A Multicenter Case-Control Study on Predictive Factors Distinguishing Childhood Leukemia From Juvenile Rheumatoid Arthritis. Pediatrics May 2006; 117: 840-820

Главная страница arrow Интенсивная терапия arrow Сочетание минимальных количественных изменений клеток периферической крови и ночного болевого синдрома позволяет диагностировать дебют острого лимфобластного лейкоза у детей.
Ваше мнение
Нужны ли российским больницам отделения экстренной помощи?
  
Если Вы ответили положительно, то как Вы можете это аргументировать?
  
Если Вы ответили отрицательно, то как Вы можете это аргументировать?
  
Если у Вас есть другие соображения по данному вопросу, пишите на адрес mail.medmir.com, указав